Випассана — самые эффективные 10 дней в жизни. Почему помолчать иногда полезно?

Из состояния бескрайнего счастья бросает в депрессию, большинство действий выполняешь на автомате, в критических ситуациях не получается справиться с эмоциями. Часто жалеешь о сделанном, но потом снова происходит тоже самое. В 25-30-35 обнаружил себя вдруг в такой жизни, которую совсем не планировал. И как так произошло — непонятно. Знакомо?

Мы приучили себя заботиться о нашем теле — мыть его, водить в спорт-зал, на йогу, выгуливать, показывать красивые места. А вот заботиться о нашем уме почему-то не приходит в голову — забавный парадокс. Все вышеперечисленные проблемы происходят от отсутствия порядка в голове. Но если его там не наводить, то само собой ничего не изменится. Есть много эффективных техник, которые помогают работать с привычками ума. Одна из таких техник — випассана. Поговорим о ней в статье-интервью Саши Уикенден и Марата Хасанова — сооснователей сообщества #Sunsurfers.

Марат: Я познакомился с Сашей Уикенден в Индии в 2016 году — мы пригласили её преподавателем в Университет свободных путешественников #Sunsurfers. Очень интересно наблюдать, как Саша развивается и что она делает. Например, несколько месяцев назад она пропала из сети и никому не отвечала 10 дней. Потом вернулась и сказала, что это были самые лучшие, самые эффективные 10 дней в её жизни. Почему? В этом небольшом интервью я хотел бы в этом разобраться. Потому что… Саша, сколько тебе лет?

Саша: 31.

Випассана — личный опыт Саши Уикенден

Марат: Потому что я знаю, что за 31 год Саша много всего разного перепробовала. Жила в Индии, последние 6 лет путешествует нон-стоп — и одна, и с друзьями, а недавно с папой ходила в трекинг в Непале. До этого у неё была успешная работа юристом в офисе в Москве. Сейчас — свой онлайн-бизнес. И вот, бац, всего на 10 дней пропала, а говорит, что провела их эффективнее, чем когда-либо. Поэтому начнём с первого вопроса. Саша, расскажи, пожалуйста, чем ты занималась эти десять дней, где была? С чего ты взяла, что это самые эффективные десять дней в твоей жизни?

Саша: Я была эти десять дней в Израиле. Но дело совсем не в стране, а скорее в том, как я проводила это время. Я находилась в медитационном центре, на курсе, который называется випассана. Это то время, когда я отключилась от всего онлайн-мира, не пользовалась телефоном, строго подчинялась распорядку дня, который установлен в этом центре, и выполняла все инструкции, которые нам давали.

Марат: То есть это был медитационный центр в Израиле?

Саша: Да, на севере Израиля, в природном, очень тихом и красивом месте. В это время можно было погрузиться в себя, понаблюдать за своим умом и попытаться разобраться, что же там происходит. В нашей жизни мы настолько заняты повседневными делами и беготнёй, настолько отвлечены всем, что находится вокруг нас, что не успеваем или не хотим, а, может, и боимся заглянуть внутрь себя, посмотреть, что же там. Понять, что, собственно, делает нас счастливыми или несчастными. И попытаться поработать с первоисточником, попробовать какие-то инструменты, которые помогают нам быть счастливее.

Випассана — самые эффективные 10 дней в жизни

Марат: То есть до этого курса у тебя не было возможности и времени подумать, что мешает тебе жить, а что на самом деле делает тебя счастливой? Почему именно за эти десять дней ты всё изучила, поняла, а до этого нет?

Саша: Возможность есть всегда. Это выбор каждого, как проводить своё время. Всё то же, что я делала в медитационном центре, можно сделать самостоятельно. Но в этом центре создаются уникальные условия, где всё, что от тебя требуется — это работать. Работать над своим умом. Все остальное за тебя делают другие. Тебе предоставляется жильё, тебя кормят, избавляют от любых бытовых забот. И действительно, люди, которые волонтёрят в этих центрах, создают такие условия, чтобы ты просто следовал расписанию и ни о чём не думал. Випассана-центры по всему миру построены и функционируют на пожертвования. Пожертвования принимаются только от тех студентов, которые прошли полный 10-дневный курс. То есть только если ты прочувствовал на собственном опыте пользу от такого курса. Работу центров обеспечивают именно волонтёры. Ты не платишь за такой ретрит, но по окончании курса можешь по желанию оставить любую сумму, которую посчитаешь приемлемой. Когда ты находишься в условиях города или даже на природе, тебе нужно тратить время на готовку, покупки, уборку, стирку. Это не так эффективно, как в подобном ретритном центре.

Центр випассаны в Израиле

Марат: Получается, ты создала себе такие условия, когда тебе не нужно было тратить время на какие-то бытовые вещи и ты могла полностью посвятить себя проверке тех инструкций, которые давались в этом центре. Можешь рассказать о технике и инструкциях, которые вам давали?

Саша: Всё достаточно просто. Есть распорядок дня, которому нужно следовать. Когда впервые услышала про випассану, может быть, года 2 назад, я сказала: «Ой, нет, это точно не для меня!».

Центр випассаны в Израиле

Марат: Почему испугалась?

Саша: Потому что часто всё, что нам неведомо, всё, что не очень похоже на нашу привычную жизнь — мы категорически отрицаем. И мы даже не пытаемся понять, какую пользу это может нам принести. Первое, что меня напугало — это распорядок дня. Нужно вставать в 4:00 утра. Раньше мне казалось это противоестественным. Но по итогам ретрита, на своём опыте, на опыте ребят, с которыми я общалась позднее, могу сказать, что я ни разу не испытала чувства сонливости за весь день. Энергии достаточно, ложишься спать уже в 21:15 и до 4:00 прекрасно высыпаешься. Второе — условия, которые там есть. Последний приём пищи в 11:30 утра, что для нас звучит непривычно, потому что мы едим завтрак, обед и ужин. Но и здесь, хочу вас заверить, не было никаких проблем. Я ни разу не почувствовала голода за всё время ретрита. И то же самое было у всех ребят, с которыми я общалась.

Марат: Там же нельзя общаться?

Саша: Есть последний день, так называемый «shock absorber», когда тебя адаптируют к возвращению в обычный мир. Когда нужно начинать общаться с другими людьми. Ты можешь этого не делать, но обычно все общаются и делятся своими впечатлениями. Это сделали для того, чтобы участники ретрита не испытали шока, когда десять дней молчали, а потом вышли в обычный мир: мегаполис, машины, люди, шум, мощная энергия и так далее.

Марат: Что вообще происходит эти десять дней?

Саша: Внешне происходит совсем немного, потому что 9 полных дней нужно молчать. Молчать — это не значит просто хранить молчание. Это значит, что не должно быть никакого зрительного контакта, не должно быть никаких жестов, никаких попыток звуками или каким-то иным образом донести информацию.

Марат: Потому что мы общаемся не только словами, но и жестами.

Саша: Да, мы общаемся даже энергетически. Очень важно этот контакт прекратить на эти 9 дней и посвятить внимание исключительно тому, что находится внутри себя. Всю нашу жизнь мы обращаем внимание на то, что находится вокруг нас. Поэтому на ретрите ограничивается не только передача информации, но и получение новой информации из внешнего мира. Поэтому до начала ретрита сдаёшь любые материалы для чтения или письма. Удивительно, но мы даже не осознаём, какой объём информации потребляем ежедневно, не фильтруя. Информация стала наркотиком для нашего ума. На ретрите замечаешь это чётко — в первые дни мозг цепляется за любую надпись лишь бы прочитать что-то. Постоянная подпитка новой информацией даёт возможность не замечать, что происходит в уме — он постоянно занят обработкой новых данных.

Я в своей жизни никогда не посвящала9 полных дней своего внимания контакту с собой. Как оказалось, это очень полезно и эффективно. Много нового можно узнать о себе. Такого, что поможет еще глубже понять, как становиться счастливее и насколько это просто на самом деле.

Марат: Расскажи подробнее про технику: что вы делали, как медитировали? Ведь в нашем мире столько разных видов медитации — аналитическая, на концентрацию и т. д. Что именно вы делали? Наблюдали за дыханием все 10 дней?

Саша: Сам курс длится 10 полных дней. Из них 9 дней молчания делятся на 2 части. Первые 3,5 дня подготовительных. В это время все участники курса делают только медитацию «анапана» — наблюдение за дыханием. Ты наблюдаешь за тем, как вдыхаешь воздух и как выдыхаешь. И концентрируешься на конкретных ощущениях, которые происходят в этот момент. То есть объект твоей концентрации — собственное естественное дыхание.

Очень много людей ошибочно полагают, что, когда ты медитируешь, нужно остановить мысли. Но не нужно останавливать никакие мысли. Ты должен быть достаточно расслаблен и просто концентрироваться на тех физических ощущениях, которые происходят у тебя во время дыхания. Всё, что происходит на заднем плане — тот бесконечный поток мыслей, который крутится в голове, нужно лишь замечать и наблюдать, не вовлекаясь, и методично возвращать внимание к объекту концентрации — дыханию. И, как только ты какую-то мысль схватил и начал её развивать, всё, что нужно, — вернуться к наблюдению за дыханием и за теми ощущениями, которые у тебя есть во время вдохов и выдохов.

Марат: Я так полагаю, первые 3,5 дня специально выделены под эту технику медитации «анапана» — для того, чтобы ум сконцентрировался, чтобы убралось это «размыленное» состояние ума и получилось уйти ещё глубже, сделать «точечную операцию» над умом, либо над своим «Я».

Саша: Да, именно так. Небольшое уточнение этой очень простой техники — область, за которой мы наблюдаем во время дыхания, постоянно сужается. Мы начинаем с достаточно большого треугольника под носом и наблюдаем за ощущениями, которые здесь возникают, а затем постепенно сужаем внимание до очень маленькой точки. Это нужно для того, чтобы заострить наш ум. Для того, чтобы он стал ещё более сосредоточенным и острым. Это позволит нам правильно работать с последующей техникой випассаны, которая начинается с 4-го дня. Без острого и сосредоточенного ума такая работа крайне затруднительна.

Саша Уикенден

Марат: Хорошо. Саша, расскажи про саму випассану. В чём суть техники?

Саша: Сама техника випассаны заключается в наблюдении за ощущениями, которые возникают у нас в теле. Любое ощущение по своей природе непостоянно. Любое ощущение, которое возникает, обязательно пройдёт. Такова его природа — возникать, чтобы исчезнуть. Звучит очень просто, и на уровне ума мы всё это понимаем. Но важен личный опыт. Ведь недостаточно прочитать или даже осознать то, что надо принимать душ — мы от этого не станем чище, нужно всё-таки пойти и принять душ.

Смысл техники випассаны в том, что на протяжении 5 полных дней с раннего утра и до позднего вечера мы наблюдаем за тем, как непостоянны ощущения. На личном опыте, через ощущения в собственном теле, которые постоянно возникают и исчезают.

Техника випассаны заключается в сканировании. Начиная с головы и заканчивая ногами, мы последовательно проходим все участки тела и стараемся замечать и наблюдать все ощущения, которые возникают и проходят. Это могут быть совершенно разные ощущения: жар, холод, давление, боль, потоотделение, покалывание. И действительно, в каждой точке нашего тела в любой момент времени есть ощущения. Просто иногда наш ум недостаточно остр, чтобы такие ощущения замечать.

Марат: К примеру, у меня онемела нога, и я наблюдаю за тем, как это происходит. И на самом деле, если я буду за этим просто наблюдать, никак не реагировать, то это ощущение, эта боль пройдет. Как это помогает в реальной жизни после випассаны? Какая польза от того, что я понаблюдал?

Саша: Во-первых, мы очень чётко, на уровне ощущений в теле понимаем, что абсолютно всё непостоянно. Случилось что-то в нашей жизни — и мы вдруг решили очень горько расстроиться по этому поводу, совершенно забыв, что всё пройдет. Пройдёт и чувство расстройства, и сама ситуация, и вообще, через много лет мы об этом даже не вспомним. Но привычка вовлечения в эмоцию и реагирования на неё у нас сформировалась за многие годы очень прочно, а потому кажется, что «всё, это конец света». Мы с головой погружаемся в ситуацию, эмоцию, забывая о том, что всё непостоянно, и эти состояния тоже обязательно изменятся.

Марат: Но это всё, вроде, и так очевидно. До випассаны ты этого не понимала?

Саша: Я догадывалась. Но, когда на протяжении 10 дней ты занимаешься лишь тем, что наблюдаешь, как ощущение появляется, чтобы пройти, то на физическом уровне формируются новые нейронные связи. Они, в свою очередь, формируют новые привычки, которые учат тебя помнить о непостоянстве любых эмоций, любых ощущений, которые возникают в нашей жизни. Именно формирование новых нейронных связей позволяет по окончании ретрита применять новые привычки в обычной жизни.

Медитационный центр випассаны в Израиле

Второй очень важный постулат випассаны — формирование равного отношения к любому ощущению. Исходя из смысла техники, любое ощущение на уровне тела, которое мы испытываем, ведёт к страданиям. Эта информация уже не так очевидна, как непостоянство.

Звучит очень непривычно. Скорее, совсем не вписывается в формат нашей современной жизни. Но, на самом деле, как так происходит? У нас есть два типа ощущений: приятные, например, когда кто-то близкий обнимает, и неприятные, например, боль. Если ещё проще — ощущения, которые нам нравятся и не нравятся.

Те ощущения, которые нам нравятся, нам хочется испытывать вновь и вновь. Допустим, съели шоколадку, понравилось, потом хочется две шоколадки, три и т. д. Нам нужно всё время наращивать уровень того удовольствия, которое мы получаем, испытывая это ощущение. А от тех ощущений, которые нам не нравятся, мы стараемся отстраниться и исключить их из своей жизни. Даже когда мы предчувствуем появление такого ощущения, мы уже испытываем чувство страха и стараемся отстраниться.

Во время випассаны, наблюдая за ощущениями, мы учимся равностному отношению к любым ощущениям, приятным или неприятным.

Чтобы не зависеть от внешних обстоятельств и не погружаться то в страдания, то в невероятное счастье. То есть не играть в эмоциональную карусель. Иметь возможность самому выбирать как реагировать, в какой степени, и когда реагировать. И реагировать ли вообще.

Некоторые люди, когда мы общаемся на эту тему, говорят: «О, да ты роботом станешь, у тебя же вообще никаких эмоций не будет». На самом деле это не так. Скорее, эмоции перестают управлять тобой, и ты становишься хозяином своей жизни. Ты учишься принимать взвешенные решения и не совершать поступков, о которых потом пожалеешь. Для меня работ — это человек, который действует на автомате, реагирует привычным образом, не замечая процессов на уровне ума, которые приводят к определённым последствиям. Випассана учит тому, как такие процессы замечать, чтобы можно было управлять последствиями.

Медитационный центр випассаны в Израиле

Марат: По сути, ты становишься таким универсальным, очень гибким человеком, который словно вода, которая течёт в реке. Ты учишься не цепляться, менять направление, если это необходимо, потому что жизнь продолжается, всё меняется.

Саша: Да, это самый главный урок. На курсе было очень много полезных советов и мудрых историй. Весь курс проходит в виде аудио-инструкций, которые начитывает господин Гоенка-джи — человек, который когда-то обучился этой технике, и это так сильно изменило его жизнь, что он решил поделиться ею с другими. Сейчас центры випассаны есть более чем в 100 странах мира. Гоенка-джи делится знаниями в очень простой и доступной форме. Нет никакой привязки к религии или эзотерике. Зато есть очень тёплая поддержка учителей на курсе, много мудрости и шутки в видео-лекциях Гоенка-джи по вечерам. Эту технику могут проходить мусульмане, иудеи, христиане, католики, атеисты, кто угодно. Во всех центрах всегда есть перевод на тот язык, который является для тебя родным.

Марат: Можно на русском языке слушать не только в Израиле, но и в других странах тоже?

Саша: Да, тебе дают специальные наушники, о тебе заботятся, чтобы ты понял и мог максимально эффективно прослушать этот курс.

Один из самых запомнившихся мне советов: когда приходит любая из эмоций, неважно, это невероятное счастье или горе, вместо того, чтобы погружаться в неё, нужно поприветствовать её и сказать: «О, привет! Интересно, как долго ты продлишься?», и улыбнуться ей.

И это действительно так. Когда мы начинаем наблюдать за эмоциями, они больше над нами не властны. Мы можем испытывать ту или иную эмоцию, но не позволять ей управлять собой и совершать какие-то действия, о которых мы можем потом пожалеть. Или вовлекаться в какие-то ситуации, или… Очень много вещей, которые я раньше делала, приводили к страданиям, и, в целом, по жизни привели меня туда, куда мне не хотелось.

После этого курса я поняла, что очень важно быть хозяином своих эмоций. Очень важно иметь этот навык, этот инструмент. Когда я вышла с випассаны, помню, мне казалось, что это тот предмет, который обязательно нужно вести в школах, поскольку польза от этих 10 дней просто невероятная. Хотя, подумать только, что такое 10 дней в масштабах целой жизни?!

Я советую этот курс всем и каждому. Это очень просто, не нужно даже никаких специальных навыков. Я никогда не медитировала больше 30-40 минут подряд, а тут надо было по 10 часов в день. Ум сразу придумывает отговорки: «Нужно быть подготовленным, а у меня травма колена, и я не могу сидеть в позе со скрещенными ногами». Но и об этом позаботились — мне выделили стул и создали все условия для того, чтобы я могла освоить эту технику.

Саша Уикенден

Марат: Хорошо, Саша. Благодарю за то, что поделилась своим опытом! На самом деле, очень мудрые вещи сказала. И я вижу в этой практике логический смысл. Сам проходил несколько раз этот медитационный ретрит и тоже ощутил от него большую пользу. Если у вас есть возможность, а возможность у вас есть всегда, даже если вы физически ограничены, даже если вы не знаете языка — всегда можно попробовать эту технику. Что нужно делать людям, которые хотят уделить 10 дней своей жизни практике випассаны?

Саша: Нужно зайти на сайт dhamma.org, выбрать ближайший медитационный центр и удобное время курса и подать заявку. Там очень простые вопросы, нужно выбрать страну — либо твою, либо ту, что находится рядом с тобой. Не бойся языкового барьера, тебе дадут перевод. Запись в такие центры обычно происходит с очередью, поскольку, напомню, курс бесплатный. Ты можете ничего не оставлять или оставить пожертвование по итогам, если тебе покажется, что эта программа принесла пользу. То есть, тебе не нужны ни деньги, ни иностранный язык, ни даже перелёты. Такой центр есть в России. Возможно, ты попадёшь в список ожидания, но оно того стоит.

Благодарим тебя, друг, что прочитал эту статью до конца. Надеюсь, наша беседа была для тебя полезной и когда-нибудь ты почувствуешь пользу випассаны и на себе.

Марат Хасанов и Саша Уикенден, сооснователи #Sunsurfers

Предлагаем почитать ещё несколько статей по этой теме:

lifelongtravel.ru/vipassana-meditation — что такое випассана, как проходит 10-дневный курс и зачем это нужно. Дружеская статья от Саши Постовара, который состоит в команде #Sunsurfers, делает сайт и занимается материалами для социальных сетей.

berezin.online/blog-1/vipassana — випассана глазами психолога. Зачем молчать 10 дней. Дружеская статья от сансёрфера-психолога Виктора Березина.

sunsurfers.ru/vipassana-sri-lanka — видео 2012 года, где Марат рассказывает про личные впечатления от прохождения випассаны на Шри-Ланке. Внимание, прошло уже 6 лет после этого видео, поэтому смотри его с улыбкой.

sunsurfers.ru/life-and-vipassana-meditation-in-thai-forest-monastery — второе видео 2012 года, випассана в Таиланде. Также смотри с улыбкой.

Если у тебя есть какие-то вопросы, будем рады видеть тебя в открытом чате #Sunsurfers, где делимся знаниями, опытом и мыслями по любым вопросам, в том числе и теме випассаны: t.me/sunopenchat.

С любовью,
Марат Хасанов и Саша Уикенден,
#Sunsurfers.

Поделись ссылкой с друзьями
Другие статьи по темам:

Тебе также может понравиться

Випассана в лесном монастыре Wat Tam Wua
Монастырь Wat Tam Wua является международным медитационным центром випассаны. Мы провели там целую неделю, приобретая навыки и опыт медитации.
Йога-ретрит #Sunsurfers в Грузии — как это было
Как часто мы даём себе возможность остановиться, перевести внимание с «очень важных дел» на что-нибудь простое, но жизненно необходимое...
Как меняет людей Университет #Sunsurfers. Настя Кривошеина
Мне улыбнулась удача и я встретила Марата Хасанова, Сашу Уикенден и Катю Подопригора в Висагинасе на лекции о свободных путешествиях...