Почему всё происходит именно так? Сутра о законе Кармы

Всё в мире имеет свою причину. В этом очень легко убедиться на примере простых ситуаций. Скажем — сунул руку в огонь, почувствовал боль. Почему почувствовал боль — потому что сунул руку в огонь. Есть причина и есть следствие. И точно так же, как есть причины у столь простых ситуаций, точно так же есть свои причины и у других, более сложных ситуаций. Есть свои причины у того, что один здоровый, а другой — больной, один богатый, а другой — бедный, один испытывает счастье, а другой — страдания и так далее. Просто причины этих ситуаций сильно растянуты во времени, их не так легко увидеть, поэтому нам часто кажется, что что-то происходит случайно или безосновательно.

Мы приходим в этот мир (рождаемся в текущем теле) в абсолютно разных условиях, с разными наклонностями, разными предрасположенностями и так далее. И вполне логично предположить, что это обусловлено неким прошлым состоянием. Некими накоплениями, произошедшими в прошлом. И тут мы подходим к понятию кармы.

Карма в переводе с санскрита означает «действие». И для кармы нет понятия «хорошо» или «плохо». Ты просто совершаешь действия, а потом, как следствие, испытываешь то же самое на себе. Наверняка все слышали поговорку «Что посеешь, то и пожнёшь» — она наилучшим образом отражает принцип действия кармы. Совершая что либо, мы сеем семена кармы и через какое-то время, рано или поздно, нам придётся пожинать плоды тех семян, которые мы посеяли. И будет странно ожидать плодов сладкого манго, если мы сажали одну лишь горькую редьку.

Но несмотря на размытость и относительность понятий «хорошо» и «плохо», у нас у всех есть стремление испытывать счастье и избегать страданий. Если упростить, мы все стремимся к приятным переживаниям. Любой из нас, предложи нам на выбор блаженство или боль, выберет первое. Какой из этого можно сделать вывод? Нужно очень внимательно подходить ко всем действиям, которые мы совершаем, будь то физические действия, либо действия на уровне речи, либо действия на уровне ума. Каждый раз стоит задавать себе вопрос: «А хочу ли я испытать это на себе, хочу ли я в будущем стать объектом того действия, которое совершаю?»

«Поступай с другими так, как хочешь, чтобы другие поступали с тобой» — вот принцип, который поможет нам избежать большинства несчастий, которые на нас обрушиваются. Безумно простой, но применяем ли мы его на самом деле?

Чтобы глубже разобраться в вопросах кармы и причинно-следственных связей, мы можем обратиться к великим просветлённым учителям прошлого, которые оставили нам вполне конкретные инструкции по достижению счастья. Один из них, по имени Сиддхартха Готама, более известный как Будда Шакьямуни, живший более 2500 лет назад, преподал сутру о карме. В этой сутре он очень чётко описал, к каким последствиям в будущих жизнях приводят те или иные деяния в текущей жизни.

Вот 4 правила, которые Будда преподал в сутре о карме как неизменные в получении счастья и благополучия:

Сутра о законе Кармы — Будда Шакьямуни

открыть изображение в полном размере

Все эти правила находятся вне религий и являются едиными для всех людей. Стоит обратить внимание на правило номер 4. Когда мы говорим «Будда», мы не имеем в виду исключительно Будду Шакьямуни. Слово Будда переводится как «пробудившийся, просветлённый» и это слово можно использовать в отношении любого просветлённого существа.

Поэтому, если для примера мы возьмём христианскую традицию, то вместо «Будда, Дхарма и Сангха» мы можем говорить «Иисус, Библия, монашеская община». И тогда правило номер 4 будет звучать так — «быть почтительным к Иисусу, Библии, монашеской общине». Точно так же можно поступать относительно других религий, просветлённых личностей и их учений.

Далее мы приводим текст самой Сутры о Карме.


Так я слышал. Однажды, на собрании присутствовало 1250 слушателей, почтенный Ананда, в благоговеянии сложил руки и трижды обошёл вокруг Будды, поклонился и спросил: «В существующий тёмный век, когда большая часть людей терпима к несправедливости, непочтительна к Учению Будды, не внимательна к родителям, безнравственна, несчастна и убога, среди них некоторые глухие, некоторые слепы, некоторые немы, некоторые безумны, некоторые не совершенны в других аспектах, и большинство людей приучены к убийству, как мы должны понимать таинственный и фундаментальный принцип или причину, которые привели к этой действительности и к какому следствию приведёт каждое дело в конечном счёте. Почитаемый В Мирах, не объяснит ли нам это?»

Почитаемый В Мирах затем ответил: «Слушай внимательно, я буду объяснять Закон Кармы. Из-за Кармических результатов, наследуемых из предыдущих жизней, некоторые люди слабы, некоторые богаты, некоторые счастливы и некоторые нищи. Есть четыре правила, неизменные в получении счастья и процветания для вашей следующей жизни. Это: быть внимательным к родителям; быть почтительным к Будде, Дхарме и Сангхе; воздержаться от убийства и освобождать живых существ; воздержаться от поедания мяса и быть щедрым».

Затем Будда продолжил Сутру о Карме.

«Судьба — составные кармические результаты прошлого. Вера и практика этой Сутры принесёт вам вечное процветание и счастье.

Знайте, что Закон Кармы объясняется следующим образом.

«To, что вы способны занимать пост в правительстве — следствие создания статуи Будды в предыдущих жизнях. Отливая (совершенную) статую Будды — создаешь своё (совершенное тело) и защищаешь Татхагату, защищаешь себя.

Общественный чиновник не достигнет больших успехов, если не будет следовать Учению Будды.

Помощь в строительстве мостов и дорог в вашей прошлой жизни, является причиной возникновения и существования различных транспортных средств, благодаря которым вы будете способны быстро преодолевать большие расстояния без усталости в ногах.

Подношение одежды монахам — станет причиной обладания множеством хорошей одежды в будущем или в вашей следующей жизни.

Подношение еды голодным — станет причиной обладания большого запаса еды в вашей следующей жизни.

Быть скупым и жадным по отношению к тем, кто нуждается — станет причиной сильного страдания от голода и холода из-за отсутствия еды и одежды в вашей следующей жизни.

Подношение в дар еды монастырям — станет причиной обладания просторного дома в вашей следующей жизни.

Участие в постройке храмов и жилых домов — станет причиной процветания и счастья в вашей следующей жизни.

Почитать и делать подношения на алтарь Будде цветов — станет причиной счастья и красоты в вашей следующей жизни.

Воздержание от принятия в пищу мяса и постоянная молитва к Будде — станет причиной обладания большим интеллектом в вашей следующей жизни.

Распространение Учения Будды — станет причиной обладания хорошей женой и сыном в вашей следующей жизни.

Украшение храмов флагами и балдахинами — станет причиной хорошего брака в вашей следующей жизни.

Сострадание и помощь тем, кто одинок и несчастен — станет причиной обладания хорошими родителями в вашей следующей жизни.

Быть птицеловом — станет причиной сиротства в вашей следующей жизни.

Освобождение птиц — станет причиной обладания множеством детей в вашей следующей жизни.

Уничтожение цветов — станет причиной не получения наследства в вашей следующей жизни.

Освобождение живых существ (от смерти) — станет причиной обладания долгой жизни в вашей следующей жизни.

Убийство живых существ — станет причиной обладания короткой жизни в вашей следующей жизни.

Похищение жены другого человека — станет причиной отсутствия жены в вашем следующем перевоплощении.

Неуважение мужа — станет причиной вдовства в вашей следующей жизни.

Быть неблагодарным — станет причиной попадания в рабство в вашей следующей жизни.

Наличие тайного любовника — станет причиной отсутствия супруга в вашей следующей жизни.

Искажение правды — станет причиной слепоты в вашей следующей жизни.

Намеренное задувание свеч на алтаре Будды — станет причиной обладания кривым ртом в вашей следующей жизни.

Ругать своих родителей — станет причиной рождения глухонемым в вашей следующей жизни.

Глумление над последователями Будды — станет причиной обладания горба в вашей следующей жизни.

Отрицание долгов — станет причиной рождения лошадью или волом в вашей следующей жизни.

Обман и причинение вреда другим — станет причиной рождения свиньей или собакой в вашей следующей жизни.

Подношение мяса монахам — станет причиной обладания множеством болезней в вашей следующей жизни.

Подношение лекарств и лечение больных и раненых — станет причиной обладания устойчивого здоровья в вашей следующей жизни.

Настойчивость в совершении зла — станет причиной заключения в вашей следующей жизни.

Засыпание нор змей и хранилищ мышей — станет причиной смерти от голода в вашем следующем воплощении.

Преднамеренное отравление реки или воды — станет причиной смерти от яда в вашей следующей жизни.

Обман и ложь — станет причиной одиночества и несчастья в вашей следующей жизни.

Неуважение к Дхарме — станет причиной постоянного голода в ваш следующий жизни.

Принятия в пищу мяса при молитве к Будде — станет причиной рвоты кровью в вашей следующей жизни.

Легкомысленное исполнение предписаний, данных Буддой, — станет причиной глухоты в вашей следующей жизни.

Подношение мяса на алтарь — станет причиной заболевания язвенными болезнями в вашей следующей жизни.

Обман при продаже благовоний — станет причиной обладания плохого запаха тела в вашей следующей жизни.

Охота на животных с верёвкой и сетью — станет причиной смерти через повешение в вашей следующей жизни.

Быть без причины завистливым и ревнивым — станет причиной одиночества или ухода супруги в вашей следующей жизни.

Махинации в торговых или деловых отношениях — станет причиной поражения молнией или сожжением огнём.

Иметь врагов — станет причиной ранения животными или змеями (которые были вашими врагами) в вашей следующей жизни.

Что бы вы не сделали, всё вернётся обратно к вам, всё что с вами случается — справедливое возмездие.

Не думайте, что карма ошибается. Вы будете жить, чтобы перенести следствия ваших дел, или в этой жизни или в следующей. Если вы сомневаетесь относительно достоинств практики буддизма, то вы можете видеть как счастливы последователи Будды.

Прошлая карма определяет вашу существующую судьбу. Существующая карма должна формировать вашу следующую жизнь. Кто бы ни клеветал на эту Сутру не будет перерожден снова как человек. Кто бы ни принял эту Сутру, станет свидетелем истины. Кто бы ни переписывает эту Сутру, будет процветать во всех жизнях. Кто бы ни хранил эту Сутру будет свободен от неудач. Кто бы ни проповедует эту Сутру станет очень интеллектуальным человеком в следующих жизнях. Кто бы ни декламирует эту Сутру, будет уважаться людьми в его следующий перевоплощениях. Кто бы ни распространяет эту Сутру, станет лидером человечества по воле всех людей в его следующей жизни.

Кто бы ни верил этой Сутре, не будет терпеть неудачу, и будет свидетелем вечного счастья.

Закон Кармы работает всегда, и плод хорошего дела придёт должным образом».

Рассказывая эту Сутру Ананде и другим последователям, Почитаемый В Мирах добавил: «Есть бесчисленные примеры Кармического Закона, но я упомянул только основные».

Затем Ананда сказал: «До конца существующей Тёмной эпохи, люди из жизни в жизнь накапливали бесчисленные преступления из-за их незнания кармических следствий, но благодаря Будде и этой Сутре, которую он дал нам, кто бы ни переписывал и читал, печатал и распространял эту Сутру, после молитвы к Будде, будет благословляться вечной удачей и прибудет в Чистую Землю Будды Амитабхи, бодхисаттвы Авалокитешвары и всех других Чистых Земель Будд».

После слов Ананда, все ученики и последователи Будды почувствовали радость от услышанного, поклонились с почтением, поклялись сохранить эту Сутру, и вернулись в свои обители.


«Если в прошлом вы совершили что-то дурное, причинили вред другим, то теперь вы пожинаете плоды этих поступков. Какие бы трудности не выпадали на вашу долю в нынешней жизни, любые проблемы, которые вам доставляют другие живые существа — всё это результат того, как вы в прошлом обращались с существами» — говорит нам Лама Сопа Ринпоче. И в виду этого, постоянно помня об этом, мы можем совершенно иначе взглянуть на всё, что происходит с нами в жизни. Каждая трудность, каждая «несправедливость», которые на нас обрушиваются — это возможность пережить свою неблагую карму и избавиться от неё.

И напротив, всё счастье, которое мы имеем — это результат тех добродетельных поступков, которые мы совершали в прошлом для других существ. Поэтому, если мы хотим становиться всё более и более счастливыми, всё более и более успешными и благополучными — критически важно как можно больше времени и сил уделять заботе о других, помощи другим, совершению добродетельных поступков.

Эти базовые принципы можно встретить не только в буддийских учениях. Возможно, для кого-то буддийское учение не будет близко, но и в христианстве мы можем найти очень похожие отсылки к закону кармы. «Ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какой мерой мерите, такой и вам будут мерить» — говорится в Евангелие от Матфея. И там же, ещё более явно: «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки».

Поэтому друзья, пожалуйста, всегда помните о том, что у всякого события есть свои причины. Пожалуйста, всегда помните о том, что вы не можете в своей жизни переживать что-либо, чего ранее не создавали сами. Пожалуйста, помните о законе кармы, перечитывайте Сутру о законе кармы и распространяйте её среди других людей.

Будьте счастливы, друзья.


Материал подготовлен при участии Романа Нарейко и Саши Постовара.

Изображение с 4 правилами о счастье и процветании создано графическим дизайнером Дашей Посаженниковой.

Сутра о законе Кармы взята с сайта клуба oum.ru.

Поделись ссылкой с друзьями
Другие статьи по темам:

Тебе также может понравиться

Рекомендации к счастливой жизни. Марат Хасанов
То настоящее счастье, к которому мы все стремимся, находится не где-то во внешнем мире, а находится внутри самих нас...
Випассана в лесном монастыре Wat Tam Wua
Монастырь Wat Tam Wua является международным медитационным центром випассаны. Мы провели там целую неделю, приобретая навыки и опыт медитации.
Как помочь развиваться своим родным и близким
Мы хотим помочь близким, но они этого не хотят. Как сделать так, чтобы не надавить слишком сильно и при этом, всё же поспособствовать тому, чтобы они развивались?